Игроки онлайн
Комментаторы
|
«Давай за «МЮ», но без Роналду». Как на играх FIFA выросло целое поколение
FIFA 1997
– Ездили в Америку играть в соккер. Пять на пять плюс вратари – это что-то среднее между мини-футболом и большим. У нас в команде были техничные ребята, а там игра специфическая: надо знать, куда бить, в какой борт, куда мяч отскочит. Дмитрий Галямин рассказывает о карьере, а ты на пару секунд перестаешь слушать (к счастью, диктофон ответственнее) и переносишься в детство. Куда-то на дачу, где двое 7-летних парней рубятся на «Сеге» в FIFA 1997. Особенно вам нравится чудной режим в каком-то зале, где можно бить в борт и забивать больше голов. Невероятно: Галямин вспоминает тот самый футбол, с которого все начиналось и который до этого казался выдумкой разработчиков. FIFA 1997 – это средневековая графика, голы только с определенных точек и загорающаяся звезда вокруг игрока, владеющего мячом. Фамилии футболистов еще слабо говорят о чем-то, хотя ты уже видишь, как «Спартак» играет с «Ротором» 4:3, а сборная Франции побеждает в финале чемпионата мира. Но и там, и там пока что абстрактные человечки, которые забивают голы. Хотя Бартеза, Роналдо и Зидана ты постепенно запоминаешь. Больше на твою версию «Сеги» игра не выходит. Наступает 1998-й год, потом 1999-й. Ты уже четко помнишь, как ЦСКА громит «Спартак» в дерби и как Филимонов пропускает зловещий гол. Спустя три месяца у тебя появляется компьютер. Еще через полгода ты идешь на рынок на Войковской (там сейчас этот ваш «Метрополис»), покупаешь диск с надписью «FIFA 2000». Сидя на заднем сидении автобуса, ты читаешь обложке, что в игре теперь две российские команды и что Цымбаларь с Хомухой там круто бьют штрафные. Потом бежишь домой и торопишься опробовать джойстик, который тебе привезла эмигрировавшая в США школьная подруга мамы. Пока дома никого нет, ты несколько часов рубишься за «ПСЖ» – и еще не знаешь, как сильно следующие 11 лет жизни перемешаются с этой игрой. FIFA 2000 После «Сеги» это космос: крупные игроки, натуральные движения, реальные лица вместо прежних сковородок. Даже вратарь Бернар Лама похож на себя. Я отыграл за «ПСЖ» больше десятка сезонов карьеры, забивал однообразные голы с закрытыми глазами и до сих пор могу выговорить фамилию центрального защитника Эрика Рабесандратаны. Жаль, что Геннадий Сергеевич не озвучивал игру. Без него главное веселье из FIFA 2000 – это «Спартак» и ЦСКА. Дмитрий Хомуха действительно хорошо бил штрафные, но по версии разработчиков был… голкипером. Во вратарской форме он и приходил исполнять стандарты. В «Спартаке» забыли про Робсона, зато назначили главным форвардом Владимира Кузьмичева. Таких косяков было много: в «Сельте», например, не сделали Мостового – Карпин носился за двоих. В FIFA 2000 был один из лучших саундтреков за всю историю игры. Песня Робби Уильямса «It’s Only Us» появилась только при условии, что разработчики включат в список команд любимый клуб музыканта – английский «Порт Вейл» из Сток-он-Трента. FIFA 2001 Николя Анелька в отлично прорисованной форме «ПСЖ» рвется к воротам «Нанта», на джойстике нажимается кнопка удара, но форвард еле-еле толкает мяч пыром. Оказывается, силу удара теперь надо регулировать. Позже выяснится, что сильно бить необязательно. Проходишь по флангу, навешиваешь с нужную точку и быстро два раза жмешь на удар. Нападающий красиво бьет «ножницами» через себя – и никогда не промахивается. 100 из 100 забивает даже Владимир Бесчастных из «Расинга». Я не уверен, что видел финал Кубка УЕФА-2000/01 (там, где «Ливерпуль» победил 5:4) целиком, но четко помню одно: летом того года не хотелось играть ни за какую команду, кроме «Ливерпуля». С тех пор мне известно, что Реднапп – это не только Харри, а настоящий Баббель – немец. FIFA 2001 подарила мне не только кричащих болельщиков, движущиеся по небу облака и освещение на стадионе (всего этого раньше не было), но и любимый зарубежный клуб. FIFA 2002 World Cup Процессор Intel Pentium II и его 450 MHz (загляните в характеристики своих телефонов) не тянули новую фифу. По крайней мере, так считал молодой эксперт, торговавший дисками на Войковском рынке. Я не сильно переживал по этому поводу и спокойно играл за «Ливерпуль» в 2001-ю. После ЧМ-2002 молодой эксперт куда-то пропал, вместо него появился усатый дядька, который чуть-чуть по-другому ответил на мой вопрос: «Кто сказал, что твой второй «пень» не потянет? Потянет, но будет притормаживать. Вот, новая «FIFA 2002 World Cup». Бери лучше ее, только помни: нормальные парни играют в стратегии, в «Казаков». Новая версия сильно тормозила, но было терпимо: игра стала медленнее, регулировать теперь заставили и силу паса. Самой крутой фишкой FIFA 2002 World Cup были особые способности некоторых звезд. За скоростным Оуэном никто не мог угнаться, а за ним тянулся красочный «хвост» (как у метеорита). Похожее зрелище было при беге Роберто Карлоса, при пасах и ударах Зидана, Бекхэма и Это’О. FIFA 2003 Тогда FIFA 2003 – почти настоящий футбол с телевизора. Разработчики сделали игру в сто раз качественнее и реалистичнее. Роберто Карлос при разбеге семенит, Дэвид Бекхэм делает длинные шаги и бьет в своей манере. Всего 40 игроков обладали эксклюзивным поведением и личными финтами. Игра полностью достоверна: абсолютно на все лиги и на всех футболистов приобретены права. Это прорыв, но в следующем сентябре будет еще бодрее. FIFA 2004 Нет, ничего революционного нового не вышло: игра продолжала напоминать предыдущую серию, но теперь все пасы были точными, а движения четкими. Вы точно знали, что если отдаете передачу на фланг, то она четко придет на фланг. Если направляете удар в определенный угол, мяч точно полетит туда. А если с нужной силой, будет гол. Разработчики увидели в этом фишку – с FIFA 2004 по FIFA 2010 на PC выходила примерно одна и та же версия игры. Консерватизм устраивал всех: разработчиками не надо было ничего делать (только прорисовывать графику и чуть оптимизировать движок), а игрокам каждый год не приходилось учиться играть в новую версию заново. FIFA (за счет появления многопользовательского режима) постепенно становилась игрой между двумя живыми людьми, хотя в EA Sports предварительно придумали фантастический режим карьеры. FIFA 2005 FIFA 2005 – это прежде всего режим карьеры. Футболисты стали менять команды, появились трансферы, матчи разрешили симулировать. Играть в новую версию часами мог даже здоровый человек (в 2001-ю версию часами мог играть только псих). Сама FIFA не сильно изменилась: стала просто немного быстрее и ярче, что делало ее просто намного красивее. FIFA 2006 Теперь игроки толкаются, жестикулируют и красиво падают. Вратари больше не проскакивают сквозь сетку, а мяч не залетает в ворота сквозь их головы. Изменилась система ударов – теперь можно забивать из большего числа позиций. Но замечали такие мелочи только опытные игроки: новичкам казалось, что им вообще подсунули то же самое. Только теперь вратари постоянно отбивают мяч перед собой, а нападающие добивают его в пустые ворота. FIFA 2007 Бить с центра поля с пушечной силы, нажимая на клавиатуре «А+D»? Делать забросы (которые невозможно прервать) на клавиши «Q+W»? Навешивать с углового во вратарскую так, чтобы это всегда был гол? С развитием интернета и желанием обыгрывать живых соперников в игре отыскали столько багов, что EA Sports приходилось выпускать обновления, которые все исправляли. Для киберспорта – это одна из лучших версий. В ней нельзя было победить, если ты слабее. В ней нельзя было победить приличного соперника, если ты не отточил забросы за голову центральным защитникам и другие сложные приемы. Чтобы записать видео с победой, приходилось искать оппонентов попроще. FIFA 2008 EA Sports нагло не делает ничего крутого. Новые лиги, новые узнаваемые лица, новые анимации – все становится красивее, но игра не меняется. Вместо старых багов приходят новые. Например, можно подойти на угол штрафной и в нужном месте с нужной силой нажать на кнопку навеса. Если все получается, мяч летит в дальний угол и, скорее всего, это гол. Чуть позже до всех дойдет, что можно заранее подвинуть вратаря в нужный угол и спасти ситуацию. Но тогда «сайдлайн» (так называется этот трюк) можно забить в ближний. Еще одна фишка – подача от углового флага спиной к воротам. Мяч вертикально опускается в штрафную, вратарь не выходит и любой Месси спокойно забивает головой. Здесь, как и в 2007-й фифе, карьера никому не нужна. Все играют по интернету и стараются стать круче. FIFA 2009 На PC без изменений – тот же движок, который дико устарел. Кто круто играл в 2007-ю и 2008-ю, тот хорош и здесь. На первый план выходит скорость, поэтому в центр обороны ставятся крайние защитники: только они могут догнать Криштиану Роналду. Португальца делают таким зверем, что некоторые перед игрой говорят: «Давай за «МЮ», но без Роналду». В Москве и Питере постоянно проводится множество турниров, в Тушино (там самый большой компьютерный клуб на тот момент) приезжает побороться за крупные призовые фонды половина СНГ. Это целая тусовка и целый мир, который знает друг друга. Здесь каждый мечтает стать лучшим в России поехать на очередной чемпионат мира. Из Мытищ в Тушино как-то приезжает худенький и никому не известный мальчик. Все ржут над смешным ником Kefir и завидуют мне, потому что жеребьевка дарит молочный продукт в соперники в первом раунде. Но мальчик уничтожает сначала меня, а потом чуть ли не побеждает на престижнейшем турнире. Спустя три года Kefir выиграет чемпионат России и поедет на чемпионат мира, а к 2015 году станет звездой ютьюба. FIFA 2010 На видео – тот самый трюк и баг под названием «сайдлайн», который использовали в нескольких версиях игры. На приставках давно рубятся в волшебную фифу на новом движке (EA Sports интересуют только консоли), а обладатели PC-версии снова получают игру, которая продолжает напоминать FIFA 2004. К счастью, это будет в последний раз. Крайняя (как говорят прапорщики и Тина Канделаки) фифа этого движка запомнится тем, что в ней будет идеально легко обводить всю команду соперника одним игроком. Люди начнут играть за сборную Англии и ставить центральным нападающим Аарона Леннона, а центральным защитником – Эшли Коула (жаль, что без винтовки). FIFA 2011 EA Sports берет прошлогодний движок с консолей, дарит его PC-версии и с тех пор проворачивает этот трюк каждый сезон. В 2011-м европейское FIFA-комьюнити постепенно разваливается: игра абсолютная непривычная, надо заново учиться и сильно верить в удачу, что не слишком подходит для киберспорта. FIFA (с 11-й версии по 16-ю) превращается в самый настоящий футбол из телевизора, соревноваться в который не хочется. От него надо просто получать удовольствие. FIFA 2012 FIFA 2013 FIFA 14 vs FIFA 15 Конечно с автором статьи можно и не согласится, но в целом всё действительно так и есть. Текст: Глеб Чернявский Источник: //www.ftbl.ru/ добавлено 10 Октября 2015
|